Обзор пособия "Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких" Е. М. Косиновой
Никто не будет спорить с тем, что правильная и красивая речь – это 50%, а то и 70% успеха в современном мире. Бывают, конечно, и исключения, как, например, всем известный и далеко не бедствующий дизайнер Вячеслав Зайцев. Но и он скорее подтверждает правило.
Основы правильного говорения, как и впрочем, все остальные основы, закладываются в детстве. Поэтому так популярны сейчас различные развивающие курсы для деток, приглашающие на свои занятия малышей чуть ли не с пеленок. Особенно популярными в последнее время становятся курсы занятий по методике М. Монтессори, которые делают основной акцент на развитие мелкой моторики детских ручек (хотя, справедливости ради, надо сказать, что в методике Монтессори есть много и другого интересного и полезного для развития ребенка). А, как известно, именно мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Но и это лишь половина успеха в борьбе за красивую и правильную речь. Вторую половину составляют занятия с логопедом: артикуляционная гимнастика, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного и четкого произношения.
К сожалению, такая «роскошь», как платные курсы и опять-таки платный логопед, доступны далеко не каждому родителю. Отличной альтернативой, в таком случае, станут различные логопедические пособия. Разработаны такие пособия с учетом возрастных особенностей детей. Разработанные логопедами, но не для логопедов, а для родителей, пособия очень доступны для понимания, но действенны.
Сегодня, речь пойдет об одном именно таком пособии под названием «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких» под авторством Е.М. Косиновой, вышедшем в издательстве «Эксмо» в 2016 году. К слову, издательство «Эксмо» часто радует хорошими и качественными книгами.
Так вот, это пособие является кладезем полезного и нужного в плане выработки правильной и четкой речи малыша. Заниматься по нему можно с 3-4 лет. Для начала достаточно регулярных пятиминутных занятий в день. Ключевым в данном случае является слово «регулярных».
Обзор пособия начнем с оформления. Оно очень качественное, несмотря на довольно приемлемую цену. Твердая глянцевая обложка, белоснежная плотная бумага и яркие иллюстрации – половина успеха в деле привлечения внимания маленьких непосед. А история симпатичного «язычка», рассказанная на страницах пособия – это как раз вторая половина успеха.
Книга поделена на три раздела: «Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для развития речи (артикуляционная гимнастика)» и «Говорим правильно и красиво». Каждый раздел предваряется вступлением автора, поясняющим и объясняющим подробно родителям технику занятия по пособию.
Первый раздел «Пальчиковая гимнастика», как следует из самого названия, посвящен развитию мелкой моторики рук. Все упражнения данного раздела разделены на три группы:
- Упражнения для кистей рук (развивают подражательную способность, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умения сохранять неподвижное положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое);
- Упражнения для пальцев условно статические (требуют более точных движений);
- Упражнения для пальцев динамические (развивают точную координацию движений, учат сгибать и разгибать пальцы рук, учат противопоставлять большой палец остальным).
Такие упражнения, как отмечает автор пособия, будут полезны не только детям, но и взрослым.
Каждое упражнение в пособие не только проиллюстрировано наглядно, но и описано очень четко и понятно.
Например, упражнение «фонарики».
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами:
- 1.Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить);
- 2.Фонарики погасли! (пальцы сжать).
В конце раздела приведена итоговая сказка, включающая практически все виды упражнений раздела.
Далее идет раздел «Гимнастика для развития речи», где малыш знакомится с главным героем- мальчиком по имени Язычок. Раздел также поделен на несколько сказок, каждая из которых включает в себя набор упражнений. Все упражнения четко и понятно расписаны, сопровождаются дополнительными поясняющими иллюстрациями. На каждой странице приводится также дополнительное задание для развития памяти и воображения. Например, «сосчитай и покажи всех рыбок, которые плывут налево». В конце каждой сказки собраны упражнения на повторение, а также ряд других, для развития речевого слуха, для развития высоты и тембра голоса, на различение высоты голоса, на развитие слухового внимания.
Третий раздел книги «Говорим правильно и красиво» включает в себя скороговорки, содержащие в себе звуки для отработки правильного произношения. Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает их отработку. Скороговорки сопровождаются дополнительными заданиями-наградами. Например, можно «собрать» целый сундук золотых монет. За каждую правильно произнесенную скороговорку малыш может «положить» в сундучок монетку. Чем сложнее скороговорка, тем выше номинал монетки.
В конце книги содержится раздаточный материал – яркие и красочные карточки к каждой теме, которые можно вырезать.
Для справки: автор книги Елена Михайловна Косинова – практикующий логопед, сотрудник консультационно-логопедического центра при Институте коррекционной педагогики Российской академии образования.
Найти магазины, где продается эта книга, и сравнить цены можно здесь.