Есть как минимум три причины немедленно вернуть семейные кулинарные традиции:
- vМалыш чувствует себя полезным, у него повышается самооценка, появляется вера в свои силы и развивается чувство ответственности;
- vРебёнок расширяет кругозор, узнавая, чем отличаются овощи и фрукты, как поднимается тесто, отчего закипает вода и много других интереснейших вещей;
- vВ арсенале мамы появляется ещё один способ развития мелкой моторики чада, повышения внимательности, улучшения его координации и способности концентрироваться.
Время, проведённое в весёлой семейной обстановке, положительно скажется на психологическом развитии ребёнка и эмоциональном состоянии родителей!
Виктория Корпачёва, детский клинический психолог, педагог раннего развития:
- Примерно к трём годам у малышей появляется очень важное стремление к самостоятельности. На все мамины попытки оказать помощь они отвечают «я сам!». Эта фраза – сигнал, что ребёнок уже готов принимать на себя ответственность. Чтобы малыш стал уверенным в себе, решительным и стремился преодолевать трудности, важно дать ему свободу и самостоятельность (конечно, в рамках сохранения безопасности!). Так что, уже начиная с двух с половиной, трёх лет ребёнка можно приобщать к совместному творчеству на кухне. Но в целом завести традицию совместной готовки никогда не поздно. Только лучше отложить создание семейных кулинарных шедевров на выходной день, когда вы меньше ограничены во времени и не надо никуда спешить.
Ступеньки кулинарной мудрости
Шаг первый: авторский декор (2,5-3,5 года)
Начинать освоение кухни лучше с простых задач. Пусть малыш поможет с украшением блюда, например, оформит торт (кекс, пирог) фруктами, орехами, посыплет изюмом, кунжутом и пр. Поработайте вместе с пищевыми красителями, смешивайте цвета и проверяйте, что в итоге получается. Добавить прекрасного можно даже в утреннюю кашу – пусть это будут «глазки» и «улыбка», заботливо вырезанные мамой из банана. «Главное – не отбить у ребёнка желание на самой ранней стадии, – уверена Анастасия Шемардова, мама Светы (5 лет) и Стёпы (2 года). – Когда дочке было года три, она придумала варить «супчик» из всего, что найдёт на кухне. В ход шли молоко, яйца, сахар, специи, масло… Поначалу я сердилась из-за того, что она переводит продукты. Но потом поняла, что надо просто направить энергию в нужное русло, и стала активнее привлекать Свету к готовке, особенно к творческим задачам».
Когда ребёнок немного освоится на кухне, можно предложить ему чуть более сложные задачи – сделать «шашлычок» из фруктов, нанизав на шпажку по очереди виноград, кубики яблока, груши и киви, или выложить на тарелке красивую птицу из подручных материалов. Будет работать фантазия и мамы, и малыша.
В процессе покорения кулинарных вершин важно не забывать о безопасности. «Уберите всё колющее и режущее подальше от ребёнка и включайте только дальние конфорки плиты. Обязательно используйте ударопрочную посуду с ненагревающимися ручками. Например, у сковород и кастрюль Polaris они сделаны со специальным покрытием softtouch, которое не нагревается и не скользит. Малыш не обожжётся даже если схватится за стоящую утварь, а мама точно не выронит из рук кастрюлю с обжигающим супом», – говорит Елена Крылова, эксперт компании POLARIS, одного из лидеров рынка малой бытовой техники в России.
Шаг второй: фигурная лепка (3,5-5 лет)
Со временем «зона действия» малыша на кухне расширяется. Ему хочется ещё больше помогать маме и активнее участвовать в совместной готовке. Ребёнок сумеет раскатать тесто и вырезать из него фигурки для печенья, сформировать пирожки, отмерить и взвесить ингредиенты для блюда, протереть посуду, накрыть на стол, почистить отварной картофель и яйца.
Пожалуй, данная стадия самая «грязная»: готовьтесь к тому, что в муке будет не только стол, но и стул, и пол (что самое удивительное – не только на кухне!). Но как говорила Мария Монтессори: чем больше вы доверяете ребёнку, чем больше предоставляете ему самостоятельности, тем больше будет его интерес к процессу. Чадо хочет орудовать скалкой? Дайте ему такую возможность! Хочет насыпать муку? Пусть делает! Старайтесь как можно меньше держать его руки, запрещать. Страхуйте только там, где может случиться непоправимое. При таком подходе малыш не будет скучать ни минуты, а с беспорядком потом справитесь вместе.
«Мои сыновья очень любят принимать участие в лепке пельменей или печенья – старший лет с четырёх, а младший и того раньше, так как во всём берёт пример с брата, – рассказывает Марина Шишкина, мама Никиты (7 лет) и Артёма (4 года). – Уборки, конечно, не избежать. Зато так здорово, что у мальчиков не просто интерес полепить, покрутить, помять, а приготовить что-то вкусное для папы и мамы или бабушки с дедушкой, когда они приезжают в гости. Мне кажется, так ребята учатся заботиться о семье и друг о друге».
Шаг третий: по стопам Оливье (5 лет и старше)
И вот малыш стал совсем взрослым, и вполне способен стать полноценным участником кулинарного процесса. Ему можно доверить нарезку хлеба и овощей, готовку салатов и бутербродов. Но не торопитесь – осваивайте всё постепенно. «Сначала у нас были только пластиковые ножи и только мягкие продукты (сыр, яйца), – делится опытом Анастасия Тюленева, мама Клима (4 года) и Арсения (6 лет). – По мере взросления ножи стали твёрже и острее. Были, конечно, и ранения-порезы, и слёзы, но это опыт, который научил быть аккуратнее. Теперь старший сын приноровился резать салаты совсем не хуже меня! Да и младший не отстаёт от брата – вовсю «рубает» картошку и яйца. А каждому нашему блюду мы обязательно придумываем свои неожиданные названия: например, салат «Огород» и блины «Каля-Маля» и «Чепало».
Подросшему ребёнку уже можно доверить использование несложной кухонной техники: микроволновой печи, вафельницы, бутербродницы, тостера, блендера. «Внесите в готовку соревновательный момент. Устройте шуточное состязание: пусть кто-то режет продукты вручную, а кто-то в блендере – у кого получится лучше? – рекомендует Елена Крылова (POLARIS). – Так ребёнок и моторику будет развивать, и с современной техникой познакомится. Тем более, современные кухонные приборы очень удобны для использования. Например, блендер PHB 1054AL– лёгкий, с эргономичной ручкой и плавной регулировкой скорости с подсветкой. И кто знает, вдруг ребёнка заинтересует инженерная часть устройств и поиск ответов (конечно совместно с родителями) может стать стимулом к развитию аналитического мышления».
Готовить вместе – увлекательно и очень полезно для малыша и родителей. Но помните наставления известного психолога Юлии Гиппенрейтер: «Ребёнок по-настоящему растёт и развивается рядом со взрослым в те минуты, когда сам взрослый увлечён и живёт полной жизнью!». Делайте то, что любите, и любите то, что делаете, и тогда в семье обязательно поселятся гармония и счастье.