Психологическая готовность к школе

  24/09/2015 12:12

Часто это случается потому, что ожидания ребёнка не оправдываются – ведь большинство ждёт исключительно положительных перемен. Например, мальчик Дима Д. поделился со мной следующими предположениями – «когда я пойду в школу, мне не надо будет спать днём, я буду ходить сам, с новым школьным рюкзаком и целым набором ручек, смогу играть с новыми друзьями, а на обед буду получать сладкий сырок и сок, как мой друг Вася». Далеко не все ребята понимают, что учёба в школе – это прежде всего труд, часто нелёгкий, и не всегда интересный, и потому испытывают неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что не всегда нравится.

Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Прежде всего, рассмотрим какие психологические требования предъявляются к будущим первоклассникам:

Развитые познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, а также самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми.

Произвольность - готовность действовать по образцу в соответствии с правилами; другими словами умение слышать и слушать учителя.

Способность думать о последствиях своих поступков, предвосхищение результатов поступка. Для чего необходим определённый уровень интеллектуального и эмоционального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Кроме того, обучение будет плодотворным только в том случае, если «зона ближайшего развития» ребёнка будет совпадать с учебной программой.Зона ближайшего развития определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом может быть очень широким: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Учебный мотив – учебная позиция, при которой ребёнок хочет получить знания.

С одной стороны - это желание узнавать новое – т.е. наличие познавательного интереса, а с другой осознавание себя в роли ученика, готового справляться не только с занимательными занятиями, но и непривлекательными, а порой скучными заданиями.

Самооценка - адекватна или чуть-чуть завышена

Таким образом психологическая готовность к школе- это комплексный показатель, отражающий актуальный уровень психического развития ребёнка, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения.

Что же делать родителям, которые хотят подготовить ребёнка к школе?

Дома, в непринужденной,в игровой обстановке,стимулировать интерес малыша к овладению чтением и счетом. На сегодняшний день существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься.

Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому.

Некоторые будущие первоклассники не справляются с работой по образцу. А именно на работу по образцу, в основном, опирается обучение в первом классе.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе.

И, наконец, об интеллектуальном развитии.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

Подведём итог: если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?

Ответ – нет (исключение, если родитель – психолог). Готов лиребёнок к школе поможет определить психолог с которым Вы работаете. Для этого используются определённые пробы и методики проверки.

Вера Юрьевна Путилина, Детский психолог, семейный консультант

Литература, использованная в статье:

  • Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе».
  • Немов Р.С. «Психология образования».
  • Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И.Бардина, Л.И. Цеханская «Угадай, как нас зовут»
  • Емельянова Е.Н. «Школьная неуспеваемость»
  • Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»,
  • «Учимся читать и писать»
  • Палфри Джон, Гассер Урс «Дети цифровой эры»

169
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.