Психологическая готовность к школе
Часто это случается потому, что ожидания ребёнка не оправдываются – ведь большинство ждёт исключительно положительных перемен. Например, мальчик Дима Д. поделился со мной следующими предположениями – «когда я пойду в школу, мне не надо будет спать днём, я буду ходить сам, с новым школьным рюкзаком и целым набором ручек, смогу играть с новыми друзьями, а на обед буду получать сладкий сырок и сок, как мой друг Вася». Далеко не все ребята понимают, что учёба в школе – это прежде всего труд, часто нелёгкий, и не всегда интересный, и потому испытывают неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что не всегда нравится.
Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Прежде всего, рассмотрим какие психологические требования предъявляются к будущим первоклассникам:
Развитые познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, а также самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми.
Произвольность - готовность действовать по образцу в соответствии с правилами; другими словами умение слышать и слушать учителя.
Способность думать о последствиях своих поступков, предвосхищение результатов поступка. Для чего необходим определённый уровень интеллектуального и эмоционального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения. Кроме того, обучение будет плодотворным только в том случае, если «зона ближайшего развития» ребёнка будет совпадать с учебной программой.Зона ближайшего развития определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом может быть очень широким: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Учебный мотив – учебная позиция, при которой ребёнок хочет получить знания.
С одной стороны - это желание узнавать новое – т.е. наличие познавательного интереса, а с другой осознавание себя в роли ученика, готового справляться не только с занимательными занятиями, но и непривлекательными, а порой скучными заданиями.
Самооценка - адекватна или чуть-чуть завышена
Таким образом психологическая готовность к школе- это комплексный показатель, отражающий актуальный уровень психического развития ребёнка, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения.
Что же делать родителям, которые хотят подготовить ребёнка к школе?
Дома, в непринужденной,в игровой обстановке,стимулировать интерес малыша к овладению чтением и счетом. На сегодняшний день существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому.
Некоторые будущие первоклассники не справляются с работой по образцу. А именно на работу по образцу, в основном, опирается обучение в первом классе.
С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе.
И, наконец, об интеллектуальном развитии.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
Подведём итог: если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
Ответ – нет (исключение, если родитель – психолог). Готов лиребёнок к школе поможет определить психолог с которым Вы работаете. Для этого используются определённые пробы и методики проверки.
Вера Юрьевна Путилина, Детский психолог, семейный консультант
Литература, использованная в статье:
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе».
- Немов Р.С. «Психология образования».
- Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И.Бардина, Л.И. Цеханская «Угадай, как нас зовут»
- Емельянова Е.Н. «Школьная неуспеваемость»
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»,
- «Учимся читать и писать»
- Палфри Джон, Гассер Урс «Дети цифровой эры»