Песочная терапия для детей

  02/10/2015 18:48

Песочная терапия (Sandplay)

Песочная терапия представляет собой метод психотерапевтической работы с внутренним миром ребенка, где основной акцент делается на творческом самовыражении, благодаря которому ребенок имеет возможность отыграть в песке беспокоящие его ситуации, тем самым, разрядить внутреннее напряжение и найти способы разрешения личностных, эмоциональных проблем. Это психокоррекционный, развивающий метод, направленный на решение эмоциональных и поведенческих трудностей, на развитие личности ребенка.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной в специальном подносе с песком. С детьми работа в технике песочной терапии обычно эффективна и безопасна, т.к. для детей игра – естественное состояние. В игре ребенок может без ограничения выражать и деструктивные импульсы и, преодолевая и отыгрывая свои негативные переживания, что значительно снижает уровень тревоги.

История метода

Первым психотерапевтом, открывшим этот метод, стала Маргарет Ловенфельд в 1930-годах. В 1950-х годах швейцарский психотерапевт Дора Кальфф, глубоко изучив технику «построения мира» Маргарет Ловенфельд, разработала модель песочной терапии, опирающуюся на метод активного воображения Карла Густава Юнга, ставшую самостоятельным направлением в психотерапии. Сейчас песочницу используют в разных направлениях, опираясь на разные теоретические базы.

Основная цель песочной терапии - Достижение ребенком эффекта исцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Выстраивая раз за разом песочные композиции – ребенок получает возможность отразить в песочных картинах содержание собственных переживаний, проработать конфликтный, травмирующий материал, укрепить личностный компонент, осознать собственные переживания, сделать их преодоление своим личностным достижением. В результате – повышение устойчивости психики к фрустрации, качественные изменения различных сфер личности, изменение отношения к миру и понимание своей роли в нем.

Возможности песочной терапии

Метод позволяет упорядочить и гармонизовать внутренний душевных хаос посредством следующих механизмов:

  1. Проработка травмирующей для ребенка ситуации на уровне символов, что позволяет снизить существующее внутреннее напряжение;
  2. Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
  3. Расширение внутреннего опыта за счет осознания (или визуализации) содержания глубинного уровня психики и, благодаря этому, укрепления сознательного Я;
  4. Изменение отношения к себе, к своей истории, к тому, что окружает ребенка;
  5. Укрепления или возникновения доверия к миру, снижение базовой тревоги

Песочная терапия может быть полезна, если ребенок:

  • имеет проблемы невротического, психосоматического спектра
  • имеет поведенческие и эмоциональные трудности
  • неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
  • ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии напряжения;
  • остро переживает возрастной кризис; имеет психологическую травму.

Гаврилова Софья Владимировна – детский психолог, клинический психолог

Литература:

  • Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. — М.: ООО «ЦГЛ „РОН“», В. Секачев, 2001. — 329 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с.
  • Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. — СПб.: Речь, 2012. – 197с.
  • Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  • Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003. — 495 с.
  • Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.
  • "Юнгианская песочная терапия" Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013. - 216 с.

   
116
 
 

Комментарии (0)

Добавить своё сообщение:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают